БЛОГ

Всё о FBS на маркетплейсах

#МАРКЕТПЛЕЙСЫ
FBS (Fulfillment by Seller), простыми словами — доставка со склада продавца.

Модель FBS предоставляет продавцам возможность более гибко управлять бизнесом и адаптироваться к изменениям рыночного спроса.

На конец 2024 года по этой модели работают все крупные маркетплейсы России: Ozon, Wildberries, ЯндексМаркет, Мегамаркет и другие.

Суть работы по FBS заключается в том, что продавец хранит товары на собственном складе, что позволяет быстро реагировать на изменения в спросе и оптимизировать запасы. К значительным преимуществам относится то, что продавцу не требуется оплачивать услуги хранения.

Упаковка и комплектация также осуществляется продавцом, что гарантирует высокое качество обслуживания и снижает риски повреждения товаров. Продавец может контролировать качество упаковки и следить за сборкой каждого заказа.

На разных маркетплейсах условия по срокам сборки и отправки товаров различаются.

На Wildberries заказы нужно собрать и отвезти в пункт приёма не более, чем через 120 часов с момента заказа. Если продавец не уложится в эти сроки, заказ автоматически отменится и маркетплейс начислит штраф в размере 50% от стоимости товара, но не менее 100 рублей.

Оптимально отгружать заказы в течение 24 часов — в этом случае комиссия будет базовой, затем за каждый дополнительный час комиссия увеличится.

Также, если отвезти товары на другой сортировочный центр (СЦ) или пункт выдачи заказов (ПВЗ), отличный от того, что указан в личном кабинете, то маркетплейс возьмет за это плату — 30% от общей стоимости каждого заказа, но не менее 100 рублей и не более 100000 рублей.

На ЯндексМаркете отгрузки происходят каждый день, если есть заказы.

Упакованные товары нужно отгружать как минимум пять дней в неделю. У ЯндексМаркета есть индекс качества — если продавец отменяет заказы или отгружает их не вовремя, индекс снижается. Если индекс достигнет максимально низкой отметки, новые заказы будут ограничены до восстановления допустимых значений.

Озон единственный маркетплейс, где можно выбирать время сборки и время, до которого будут приходить заказы в поставку. Заказы можно собирать в день, за день и от 1 до 6 дней до отгрузки.

С 19 ноября Озон изменил условия отгрузки по FBS. Теперь Озон показывает рекомендованное время, когда продавец может отгрузить товар.

Если продавец отгрузил товар до рекомендованного времени, в день получения заказа, Озон сделает скидку на тариф в размере 2%.

Если продавец отгрузил товар на следующий день, тариф не меняется.

Если отгрузили на второй день до рекомендованного времени, Озон начислит 1% от стоимости каждого товара к тарифу. Если привезти заказ еще позже, то 2%.

Модель FBS позволяет продавцам самостоятельно отслеживать заказы через личный кабинет, что делает процесс управления бизнесом более прозрачным. Чем быстрее произойдет отгрузка в пункт приема, тем быстрее покупатель получит свой товар, это скажется на рейтинге доставки и на позиции в поисковой выдаче.

Важно отметить, что маркетплейс в данной модели отвечает за доставку товара до покупателя.

На всех маркетплейсах заказы могут быть доставлены как в пункты выдачи заказов (ПВЗ), так и в сортировочные центры (СЦ). Различие между отгрузкой в ПВЗ и СЦ заключается в цене приемки, количестве отгружаемого товара и возможно допустимых габаритов. Как правило, тарифы отгрузки на ПВЗ выше, чем в СЦ. ПВЗ не принимает крупногабаритные и сверхгабаритные товары к отгрузке, для таких товаров должен быть специальный пункт приема товаров, либо отметка склада об этом.

Например, на Wildberries приемка в СЦ в определенные часы бесплатная, можно отгрузить большое количество товара, а в ПВЗ первые 50 товаров 15 рублей, каждый последующий 75 рублей. Допустимые габариты транспортировочного короба не должны превышать 60х40х40 см.

С перечнем складов и пунктов приема товара можно ознакомиться в личном кабинете во вкладке “Карта складов”.

На Озон обработка одного отправления в ПВЗ стоит 30 рублей, а в сортировочном центре 20 рублей. При этом нет ограничений на количество товаров к отгрузке. Полный перечень пунктов приёма можно найти в базе знаний Озон.

ЯндексМаркет берет 10 рублей за обработку отправления в сортировочном центре и 30 рублей в ПВЗ. Количество товаров к отгрузке не ограничено. ПВЗ и склады, которые принимают товары к отгрузке можно найти в базе знаний маркетплейса во вкладке “Склады и хранение”.

Несмотря на большое количество плюсов, у модели FBS есть и минусы.

Срок доставки до покупателя дольше, чем при работе по FBO, потому что товары хранятся в одном регионе на одном складе. Соответственно ранжироваться товары в поисковой выдаче будут ниже, чем те, которые продаются со склада маркетплейса и находятся ближе к покупателю.

Продавцу придется потратиться на логистику до склада маркетплейса, на зарплату сотрудникам склада и на содержание самого склада.

Важным элементом в работе по модели FBS является своевременная доставка товаров на склад маркетплейса. Игнорирование этих обязательств приведет не только к штрафам, но и к более серьезным санкциям, вплоть до блокировки личного кабинета, что существенно осложнит дальнейшую работу продавца.

У каждой модели свои достоинства и недостатки. Выбор следует делать на основе анализа ваших бизнес-процессов, ресурсов и целей. Внимательно проанализируйте свои потребности и возможности, и протестируйте разные варианты работы, чтобы определить, какой из них наиболее удобен и эффективен именно для вашего бизнеса.