Финансовый университет при Правительстве РФ исследует развитие внешнеэкономических связей России в рамках ШОС и БРИКС. ШОС, основанная в 2001 году, расширилась с 6 до 9 стран (последнее включение — Беларусь в 2024 г.). За 2015–2023 гг. товарооборот России со странами ШОС вырос в 2,9 раза (с $120,1 млрд до $342,3 млрд), при этом экспорт — в 2,4 раза, импорт — в 3,2 раза.
Одним из барьеров сотрудничества являются различия в транспортно-логистических системах. Страны ШОС занимают 20% мировой сети автодорог (13 млн км) и обеспечивают 70% мирового ж/д грузооборота (244 тыс. км, из них 28% — Россия). Однако уровень развития логистики сильно различается (по данным LPI Всемирного банка).
Приоритетом ШОС до 2035 года является развитие транспортной инфраструктуры и цифровых технологий. Ключевые проекты: интеграция китайской инициативы «Один пояс – один путь» с ЕАЭС и МТК «Север–Юг» (7,2 тыс. км, сокращает путь из России в Индию с 30–45 до 10 дней). Для его реализации требуется $40 млрд инвестиций, но потенциал роста грузопотоков — до 40%.
Проблемы интеграции:
Предложения экспертов:
Развитие транспортного каркаса ШОС позволит увеличить грузопотоки через Центральную Азию к 2030 г. на 50% (до 95 млн тонн) и контейнерные перевозки — на 65% (до 1,7 млн TEU). Это откроет новые рынки и усилит экономическую интеграцию.
Одним из барьеров сотрудничества являются различия в транспортно-логистических системах. Страны ШОС занимают 20% мировой сети автодорог (13 млн км) и обеспечивают 70% мирового ж/д грузооборота (244 тыс. км, из них 28% — Россия). Однако уровень развития логистики сильно различается (по данным LPI Всемирного банка).
Приоритетом ШОС до 2035 года является развитие транспортной инфраструктуры и цифровых технологий. Ключевые проекты: интеграция китайской инициативы «Один пояс – один путь» с ЕАЭС и МТК «Север–Юг» (7,2 тыс. км, сокращает путь из России в Индию с 30–45 до 10 дней). Для его реализации требуется $40 млрд инвестиций, но потенциал роста грузопотоков — до 40%.
Проблемы интеграции:
- Разные стандарты ж/д колеи (Индия, Пакистан — 1670 мм, другие — 1520/1435 мм).
- Необходимость гармонизации таможенных процедур.
Предложения экспертов:
- Создание единых нормативов и цифровизация транспортных систем.
- Модернизация инфраструктуры и логистических центров.
- Формирование общего информационного пространства.
Развитие транспортного каркаса ШОС позволит увеличить грузопотоки через Центральную Азию к 2030 г. на 50% (до 95 млн тонн) и контейнерные перевозки — на 65% (до 1,7 млн TEU). Это откроет новые рынки и усилит экономическую интеграцию.