В переводе с английского «селлер» — это «продавец». В русском языке не случайно закрепился отдельный термин. Селлер не взаимодействует с покупателями напрямую, в отличие от продавца на рынке или в супермаркете. «Производитель, поставщик» — более точное описание его работы.
Иногда оба слова употребляют как синонимы. Но когда речь идёт о маркетплейсах, корректнее говорить о селлерах — это устоявшийся термин для организации или предпринимателя, который торгует на онлайн-платформе.
Сравните задачи, стоящие перед продавцом и селлером.
Продавец:
- торгует очно — ищет помещение, вкладывается в ремонт и оснащение, нанимает и обучает персонал;
- арендует или строит склад;
- продвигает свой бренд;
- продавая через сайт, контролирует оформление заказа, оплату и доставку.
Селлер:
- загружает описания и фото товаров на электронную витрину маркетплейса;
- отгружает товар на склад маркетплейса;
- вкладывается в узнавание бренда, но использует горячую аудиторию маркетплейса;
- платит площадке за организацию доставки и содержание пунктов выдачи.
Резюме: в магазинах и на рынке — продавец. На маркетплейсе — это селлер (поставщик).
Подписывайтесь на email-рассылку «Новости маркетплейсов», чтобы раз в неделю получать советы для селлеров и рекомендации по продвижению.
Как устроены продажи на «Озоне»
Обязанности селлера зависят от функционала площадки и выбранной схемы обслуживания. На «Озоне» селлер может быть организацией, ИП или самозанятым.
Сотрудничество начинается с регистрации и заполнения анкеты. К анкете прикладывают сертификаты качества на товары или разрешения продавать под зарегистрированной торговой маркой. После проверки анкеты открывается доступ к инструментам в «личном кабинете».
Есть несколько схем сотрудничества селлера с «Озоном»:
- FBO — селлер завозит товар на склад, а дальше с ним работает маркетплейс: собирает, упаковывает, передаёт покупателю. Подходит для популярных товаров.
- FBO+ — селлер подвозит товар под заказы, маркетплейс упаковывает и доставляет по назначению.
- FBS — маркетплейс только доставляет товар покупателю или в центр выдачи.
- Смешанная — можно использовать как свой склад, так и маркетплейса.
Для быстрой загрузки товаров на «Озон» селлеру понадобится каталог в системе «Мой Склад», она синхронизирована с каталогом площадки. Для торговли по FBO — электронный документооборот.
Как продают на «Вайлдберриз»
Сотрудничество селлеров с «Вайлдберриз» организовано аналогично с «Озоном». Нужно заполнить анкету, приложить документы. Самозанятым и ИП достаточно сертификатов и разрешений на продажу товара. У организации попросят устав, выписку из ЕГРЮЛ. Часть данных автоматически подгружается из государственных электронных баз.
Также понадобится сразу предоставить прайс-лист на товары. Площадка имеет собственную ценовую политику и следит за её соблюдением.
Загрузка товаров максимально автоматизирована. В отношении хранения и доставки товаров действуют те же схемы, что и на «Озоне». Работа с заказами в целом проще: маркетплейс берёт на себя комплектацию и упаковку. Не нужно передавать отдельно коды маркировки и присутствовать при приёмке товара. Интеграция с системой «Мой Склад» позволяет быстро загружать товары.
Чтобы продавать по FBO на «Вайлдберриз», селлеру не нужен электронный документооборот. Это упрощает работу. Подводные камни площадки связаны в основном с интерфейсом: многое делается вручную, нужно вести базу в «Экселе».
Продажи на «СберМаркете»
«СберМегаМаркет» — сравнительно молодой маркетплейс с низкой конкуренцией. Чтобы привлечь селлеров, он предлагает простой старт и выгодные условия.
Регистрация стандартная: анкета, данные, документы и сертификаты. На проверку уходит около 3 дней. Загрузка товаров автоматизирована по API.
На «СберМегаМаркете» у селлеров есть рейтинг. Он формируется на основе успешных сделок. Чем больше покупок и меньше возвратов, тем выше рейтинг.
Простота и прозрачность рейтинга долгое время выгодно выделяли «СберМегаМаркет» среди других маркетплейсов. В 2022 году его примеру последовал «Вайлдберриз», который до того ранжировал селлеров по сложной и часто меняющейся формуле. На «Озоне» рейтинга селлеров вообще нет — только товаров.
Действуют три стандартные схемы сотрудничества:
- товары хранят и доставляют селлеры;
- товары хранят селлеры, «СберМегаМаркет» доставляет;
- товарами полностью занимается маркетплейс.
Для компаний с офлайн-магазинами есть четвёртая схема: самовывоз из магазина продавца. Доступно сетям с 10 и более точками.
Как работают продажи на «Алибабе»
По сравнению с российскими маркетплейсами «Алибаба» кажется более сложным. Но у площадки есть минимум 3 весомых преимущества:
- продавая на «Алибабе», селлер выходит на международный рынок, что окупает затраты на освоение площадки;
- это ресурс В2В, заточенный под оптовые продажи и закупки;
- у маркетплейса есть сервис-партнёры, которые помогают в регистрации и продвижении.
Аудитория селлеров на «Алибабе» пересекается с участниками розничных маркетплейсов, но лишь частично. Функционал площадки заточен под оптовые зарубежные продажи.
Ключевые особенности площадки:
- вместо рейтинга — платный статус «золотого поставщика» Gold Supplier и время работы на площадке;
- есть разные способы продвижения — поисковое, реклама, тендеры;
- можно напрямую написать поставщику или покупателю в любой точке мира;
- есть кому поручить не только доставку, но и растаможку товара.
Начинающим селлерам на «Алибабе» непросто — непривычный интерфейс, специфика зарубежных рынков, англоязычное общение. «МД-Инсайт» поможет освоить площадку, расскажет о программах господдержки и других тонкостях.