Немного позитивной статистики: по данным аналитиков eBay и агентства Data Insight (которых вряд ли заподозришь в пророссийской пропаганде), за период 2017-2018 гг. объём экспорта онлайн ИЗ России подрос с $430 млн до $746 млн. (увеличение около 36%). При этом количество посылок в 2017 г. составляло 8,5 млн, а к концу 2018 г. достигнет ожидается 11 млн штук; средний чек на покупки российских товаров иностранными клиентами вырос с $55 до $67.
Если копнуть структуру доставки из России чуть глубже, то окажется, что число посылок от средних и малых экспортёров (онлайн-продажи через маркетплейсы при доставке почтовыми операторами) вырастет по прогнозам с 15% в 2016 г. до 36% к концу 2018 г. Объём экспортных посылок от крупных интернет-магазинов сократится до 64% и составит 7,2 млн. Лидеры ассортимента распределились следующим образом: одежда и обувь – около 36% выручки от всего объёма экспорта, далее электроника (14%) и товары для дома и интерьера (14%), на третьем месте – разнообразные коллекционные товары (10% выручки).
Экспорт онлайн быстрее всего растёт в направлении стран СНГ, но по абсолютным объёмам он всё ещё гораздо меньше рынка Европы, Северной Америки и дальнего зарубежья. Именно туда в средней и дальней перспективе будет направлен главный вектор e-commerce из России; причина – высокое проникновение интернета в этих регионах, доверие к онлайн-шопингу и высокая покупательная способность аудитории онлайн.
Среди проблем российских экспортёров называются налоги на экспорт, низкая конкурентоспособность товаров из РФ и дорогая доставка. Также мешают невозвратный НДС и обратный импорт. Если хотя бы часть проблем будет решена, то экспорт из России способен вырасти до 10 млрд.долл. в год, обещают аналитики. Планка в миллиард вполне достижима уже в 2019-м году.
На картинке, для сравнения, представлены масштабы “натурального” экспорта из РФ только в Китай.