Жители КНР увлечены собиранием «коллекционных» фигурок, от героев комиксов до мультипликационных персонажей, а также дизайнерские модели малого тиража. Фестиваль распродаж 11.11 на торговой площадке Alibaba Group Tmall показал в этом году рост подобных покупок на 694%!
Чжу Иминь, главный аналитик консалтинговой фирмы Frost & Sullivan, считает что такая страсть к игрушкам означает желание молодых китайцев проявить свою индивидуальность и тягу к эстетике. Кроме того, это некая «отдушина» для поколения, родившегося после 1995-го и часто не желающего самим заводить детей – элемент эмоциональной привязанности. Дизайнерские игрушки впервые появились в 90-х годах в Гонконге и Японии, быстро распространились на запад; американский художник Kaws (Брайан Доннелли), выпустил свою первую виниловую фигурку, вдохновлённую Микки Маусом, в 1999-м году. В похожем стиле работали Бэнкси, Такаши Мураками, Шепард Фейри и другие известные уличные художники. Стоимость фигурок от именитых мастеров может доходить до сотен тысяч долларов.
Китай может стать одним из крупнейших мировых рынков коллекционных игрушек. По данным iiMedia Research , в 2017-м году на китайский бизнес по производству коллекционных игрушек приходилось 11,18% мировых продаж, а в 2020-м году этот показатель вырос до 19,17% . Китайский рынок дизайнерских игрушек в 2021-м году оценивался более чем в 38,4 млрд юаней (5,2 млрд долларов США) и вырастет до 57,4 млрд юаней в 2023-м году.
Продавцы идут на различные ухищрения, чтобы стимулировать спрос на дорогие и редкие игрушки. Так, бренд Unicorn (красочные фигурки в стиле поп-арт) распродавал ограниченную серию «слепых» коробок Farmer BOB по цене 89 юаней за штуку. Покупатель не знал, что внутри, и получал неожиданный, но всегда приятный сюрприз, открывая покупку дома. Ранее Finding Unicorn выпустила серию Farmer BOB совместно с итальянским брендом автомобилей класса люкс Maserati. Для продажи таких 9-дюймовых фигурок в одежде гонщиков Tmall устраивал специальную лотерею.
Поклонники дизайнерских игрушек с энтузиазмом делятся своими чувствами и предпочтениями в социальных сетях. Они собираются, чтобы продемонстрировать последние достижения и обменяться советами о тенденциях, привлекая даже видных инвесторов, таких как венчурная компания Sequoia China. Неожиданно оказалось, что коллекционные игрушки могут быть объектом серьёзных инвестиций, как и другие произведения искусства.
(по материалам портала Alizila)