Несмотря на устоявшееся мнение о России как стране, которая ничего не продает за рубеж, кроме сырья, в 2016-м году отмечалась положительная динамика промышленного экспорта из РФ. В качестве примера можно привести автомобильную отрасль. Цифры говорят нам, что машины, собранные на территории РФ, в минувшем году охотно покупали за границей. Причинами роста стали как выгодный для экспорта курс рубля (к евро и доллару), так и расширение модельных линеек ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, появление более современных моделей и модификаций.
По данным аналитического агентства АВТОСТАТ, в 2016-м продукция АвтоВАЗа нашла только в Германии 1 686 покупателей. В 2015-м году этот показатель достигал 1 181 экземпляров: прирост составил 43 процента. Наиболее популярные у немцев модели ВАЗ — это Granta и Lada 4×4. Так, в 2016-м Granta приобрели 569 клиентов из ФРГ, втрое больше, чем в 2014-м году.
Представители АвтоВАЗа и немецкие дилеры марки не скрывают, что модели Lada заметно уступают европейским аналогам по техническим показателям и уровню комфорта. Однако относительный успех продаж связан с теми шагами, которые АвтоВАЗ (под патронажем альянса Renault-Nissan) предпринимает в последнее время для улучшения качества сборки и общей надежности авто. Машины стали собираться на уровне, примерно соответствующем бюджетным моделям Renault. Кроме того, стоимость, например, Lada 4×4 (бывшая «Нива») в Европе составляет около 10 000 евро, что в два раза меньше, чем у ближайших полноприводных конкурентов (внедорожников). За эти деньги немецкий фермер получает простую, но функциональную машину для бездорожья, пригодную для эксплуатации в утилитарных целях. Кроме того, в Германии существуют автоклубы любителей ретро, среди которых Lada 4×4 пользуется устойчивым спросом как объект для тюнинга.
В целом, АвтоВАЗ рассчитывает в 2017-м году активно развивать экспортные поставки. Тольяттинский завод планирует нарастить объемы продаж автомобилей и машинокомплектов за рубеж на 50% — до 40 тысяч автомобилей. Это хороший способ поддержать предприятие, на фоне довольно вялых темпов восстановления внутреннего автомобильного рынка РФ. Представители АвтоВАЗа также возлагают большие надежды на экспорт самой успешной и современной модели завода — Lada Vesta (в 2016-м году разошлась по России тиражом 55174 экземпляров, 4-е место среди всех новых легковых авто в стране).
Пример АвтоВАЗа не случаен и не единичен. По итогам 2016-го года показала 4-кратную положительную динамику экспорта также российская группа Ford Sollers. Кроме того, группа ГАЗ собирается в ближайшие несколько лет увеличить долю экспортной продукции с 20 до 50%. Ее современная модель ГАЗель Next — хороший объект для продажи за рубежом; ее сборка налажена в том числе на территории Турции; активно идут продажи в странах Африки (Алжир, Марокко, Тунис, Эфиопия, Гана, Нигерия), прорабатываются поставки в Латинскую Америку (Чили, Перу, Эквадор, Парагвай, Уругвай), налаживаются прочные связи с азиатскими дилерами (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Филиппины). Подписаны документы и готовится площадка под сборочное производство в Иране (автобусы, двигатели ЯМЗ), в ближайшее время в эту страну группа ГАЗ поставит 900 автобусов ЛиАЗ.
По оценкам экспертов, внутренний авторынок РФ вряд ли покажет хорошие темпы роста вплоть до 2020-го года (назывался и 2025-й год). Сейчас в Правительстве РФ осторожно обсуждается так называемая Стратегия-2025, направленная в том числе и на поддержку автопрома. Задачи — удержать рынок от падения, увеличить добавленную стоимость продукции, сделать российские автомобили конкурентоспособными. Таким образом, провал внутреннего спроса правительство (Минпромторг) собирается нивелировать за счет экспортных статей.
Другими стратегическими вехами для инноваций в документе называются электромобили, беспилотники, бортовая электроника и системы телематики, газомоторная техника, техника для Арктики и районов Крайнего Севера.
Директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков на конференции «Автоэволюция 2016» озвучил прогноз увеличения российского автоэкспорта в 2017-м году до 110 000 экземпляров, а в перспективе нескольких лет — вероятно, до 300 000 шт. Обещания правительства по субсидированию отрасли подтверждает эту тенденцию. Будем ждать хороших новостей!