Электронная коммерция за последние 4 года увеличила “весовую” долю в общей массе мировой торговли в 2 раза: с 7,4% в 2015 году до 13,7% в 2019-м; если принять число всех пользователей Сети за 4,4 млрд. человек, то онлайн покупают почти половина – около 1,9 млрд. человек (цифры агентства Statista). В потреблении онлайн США уступает первенство Китаю (501 против 630 млрд.долларов), следом с огромным отставанием идут Британия (86,2), Япония (81,6), Германия (70,3). Россия тратит в Сети порядка 24 млрд.долларов, т.е. примерно в 25 раз меньше КНР.
Наряду с отставанием в секторе b2c (розница, покупки на физлица), РФ катастрофически недооценивает сферу b2b, т.е. онлайн-торговлю в среде бизнеса. А ведь b2b – очень ёмкий рынок, с низкими рисками и высокой маржой! Все аналитики мира сходятся на том, что b2b постепенно превзойдёт объёмы b2c. Почему в России бизнес не готов к новой реальности? Причин несколько.
1 – владельцы бизнеса не верят, что онлайн можно торговать с другими компаниями, считают Сеть уделом розничных ритейлеров (инерция мышления, незнание фактов рынка);
2 – многие считают, что клиенты b2b локализованы в мегаполисах, где поставку товаров уже “застолбили” китайские производители (но этот довод имеет смысл лишь для b2c, для определённого ассортимента товаров, в основном широкого потребления: потенциал форм b2b только разворачивается);
3 – операции b2b предъявляют более высокие требования к качеству упаковки, к оформлению товара, зачастую требуют хорошего перевода на иностранные языки (как минимум, английский) – и многие российские поставщики, даже обладающие опытом и получающие прибыль в РФ, не умеют “показать товар” и не привыкли к такому подходу.
Статистика показывает, что к концу 2018-го около 44% компаний из рейтинга топ-300 b2b являлись собственно производителями продукта, примерно 36% занимались дистрибьюцией, и ещё 20% – ритейлом товаров. Причём в число 44% входят не только промышленные предприятия, но и компании, продающие услуги.
Можно выделить с десяток разновидностей онлайн-продаж b2b, и все они сейчас бурно развиваются. Это фирменные интернет-магазины; крупные b2b-маркетплейсы; интернет-магазины от дистрибьюторов; площадки для тендерных закупок (в том числе с господдержкой); сервисы коллективных закупок; мобильные приложения; обычные доски объявлений на тематических сайтах; группы или страницы в соцсетях.
Российский бизнес имеет свои объективные трудности в глобальной торговле (тяжёлая логистика, дорогие кредиты и т.п.), но именно сфера b2b может стать для многих компаний шансом вырваться вперёд. Делать это нужно уже сейчас, поскольку зарубежные конкуренты растут очень быстро.
По материалам заметки Е.Сысуевой, АРБ Про