На Петербургском экономическом форуме российские чиновники в лице замглавы Минэкономразвития Олега Фомичёва озвучили давно ожидаемое признание: попытки создать в России мощный локомотив экономики в виде национального аналога площадки AliExpress провалились. Правительство много говорило об электронной коммерции после поручения президента в 2016 г., когда Путин потребовал, по его словам, создать «российскую Alibaba». Но процесс стопорится из-за крайне слабой инфраструктуры в стране, а также малых объёмов собственного несырьевого производства.
Как объяснил Олег Фомичёв, в августе 2016 г. была создана подкомиссия по развитию электронной торговли при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Результат работы этой подкомиссии пока неясен. Фомичёв считает, что в отечественной электронной коммерции уже есть «фронт-часть» — совокупность интернет-магазинов, но нет сервисной инфраструктуры. Кратко говоря, российские онлайн-ритейлеры, в основном, торгуют зарубежными товарами и пользуются зарубежными сервисами доставки!
Национальным ритейлерам невыгодно работать с большим числом малых российских игроков, вкладываться в логистику, в сервисы и т. д. Это дорого, риски большие, бюрократия слишком мощная. Олег Фомичёв считает, что пути решения лежат в плоскости крупных инвестиций с госучастием, когда операторы логистики, крупные частные склады, «Почта России» и другие будут консолидированы в единый кластер.
Пока что единственным реально перспективным примером такого укрупнения можно считать запущенный в мае 2018 г. совместный проект «Яндекса» и Сбербанка по созданию интернет-магазина «Беру» на базе «Яндекс.маркета». Это шаг к выращиванию мощной экосистемы на полях e-commerce в России. Таково мнение Минэкономразвития, озвученное замминистра ведомства.