Поделимся с нашими подписчиками выжимкой из доклада бывшего гендира российского отделения Alibaba Group Марка Завадского на недавней конференции Online Retail Russia. Ключевые слова – новый ритейл! Итак, тезисы:
– многие думают, что Alibaba – это выверенная, жёсткая система, где точно знают, куда развиваться. В реальности Alibaba сама постоянно меняется, и меняется даже язык описания тенденций Alibaba; это очень гибкий процесс;
– условно история Alibaba делится на два периода: 1 – до середины нулевых компания следовала за прогрессом в технологиях производства, за производством товаров; 2 – ко второму десятилетию 21-го века, с появлением смартфонов и тотальной мобильной связи с Интернетом Alibaba идёт за потреблением, потребление ведёт за собой производство;
– в крупных странах вроде КНР, США, России нельзя быть только онлайн-гигантом. Роль «убийцы офлайн-продаж» неприглядна, она негармонична по отношению к экономике и социальной жизни стран. А китайская Alibaba генетически стремится к гармонии. Так что сейчас Alibaba плавно наращивает офлайн представительства в городах, выходит на физический контакт с потребителем, сохраняя баланс между онлайн и офлайн деятельностью;
Что же такое новый ритейл? Вкратце, это:
– чёткая ориентация на потребление, на желания покупателей;
– слияние физического и онлайн ритейла, консолидация активов компании, сокращение операционных потерь;
– ритейл проникает везде! Понятия перемешиваются: покупатели становятся и продавцами, и наоборот. Пример – система Uber. Смерть традиционного «просто распродажного» ритейла означает рождение нового, тотального ритейла.
– глобальные платформы уходят в прошлое! Их заменяют экосистемы: транзакции, контакты с покупателями происходят по всему спектру взаимодействия между бизнесом и покупателем. Активы компании концентрируются внутри неё, чтобы успевать интегрироваться в экосистему, иначе их ценность быстро нивелируется.