Top.Mail.Ru
Виды маркетплейсов
Официальный сервис-партнер Alibaba.com в России и странах СНГ
Официальный сервис-партнер Alibaba.com в России

Виды маркетплейсов

виды маркетплейсов

Если провести опрос «что это — маркетплейс?», большинство уверенно ответят: торговая онлайн-площадка. И примеры назовут: «Озон», «Вайлдберриз», «Алиэкспресс». С точки зрения потребителя так и есть. С позиции селлера всё сложнее.

Маркетплейсом действительно называют платформу с продажей или поиском товаров. Но не любую. Есть множество торговых онлайн-ресурсов, которые продают товары, но не являются маркетплейсами.

В чём разница?

Во-первых, маркетплейс — это не торговая площадка в чистом виде. Это посредник, большой электронный рынок, где селлеры предлагают свои товары. Интернет-магазин гипермаркета — не маркетплейс.

Во-вторых, каждая площадка работает по своим правилам и по-своему управляет поставками.

В-третьих, есть разные виды маркетплейсов для разных категорий селлеров и покупателей. Это касается не только В2С и В2В, но также географического охвата и особенностей ассортимента.

Помимо продажи товаров он берёт на себя и другие функции: упаковку, доставку и связанные с ней формальности, продвижение, аналитику продаж.

Локальные, глобальные, отраслевые маркетплейсы

Одно из ключевых различий — чем торговать на маркетплейсах и на какую аудиторию. Вариантов три:

  1. Локальная площадка обслуживает конкретную страну, регион, область.
    Это может быть проект, запущенный местными властями для поддержки бизнеса, — как, например, «Сделано в Якутии». Его открыли специально для якутских предпринимателей в 2020 году, чтобы им легче было продавать по всей стране. Ещё пример: московский Selvis.
    Локальные маркетплейсы также развиваются из интернет-магазинов. Например, компании нечем торговать на маркетплейсе типа «Озона» — слишком нишевый товар. Но на интернет-магазин идёт мало трафика. Его можно привлечь, разместив у себя в каталоге товары других компаний.
  2. Глобальная площадка охватывает десятки стран. Примеры — «Алиэкспресс», «Алибаба». Их главная особенность — трансграничная торговля.
    Этот вид маркетплейсов часто отдают доставку и растаможку на аутсорс из-за большого объёма заказов и географического разброса.
  3. Отраслевые площадки специализируются на группах товаров. К этому типу маркетплейсов относился «Вайлдберриз», начинавший с продажи одежды.
    Не все отраслевые ресурсы становятся универсальными. Некоторым выгодно работать на нишевую аудиторию. Яркий пример — «Ярмарка мастеров». Этот маркетплейс занимается продажей дизайнерских вещей ручной работы. К отраслевым площадкам также относятся Lamoda, «ВсеИнструменты.ру», Oozor.ru и другие.

Разнообразие площадок позволяет селлеру выбирать, исходя из особенностей товара, спроса, ценовой политики. Среди ключевых факторов выбора — порог входа и функционал.

Онлайн-каталоги и выставки

Выбирая площадку, важно разделить, чем занимается маркетплейс, а чем — селлер.

Некоторые предоставляют только витрину: у них нет складов и своего транспорта. Это касается в первую очередь скоропортящихся товаров: продуктов («Ешь деревенское»), цветов (Flowwow).

Не вкладываются в логистику и все типы маркетплейсов с небольшим оборотом (Satom.ru). Это невыгодно — заказов не так много, чтобы строить склад. Все вопросы с хранением, упаковкой, доставкой и возвратом товара решает селлер.

Есть ресурсы с ещё более урезанным функционалом: каталоги и выставки. Они не столько продают товар, сколько решают иные задачи.

Каталог содержит описание и фото товара. Цена — необязательный элемент. Каталоги презентуют технически сложные товары, произведения искусства, авторские изделия, которые нельзя повторить точь-в-точь. Через каталог покупатель связывается с селлером и обсуждает заказ индивидуально. Это принципиально отличается от того, чем занимается маркетплейс.

Онлайн-выставка только демонстрирует товары или образцы. Напрямую связаться с поставщиком можно не всегда, это делается через сайт.

Фулфилмент и другие схемы сотрудничества

Фулфилмент — всё, что происходит с товаром между оформлением заказа и доставкой. Хранение, упаковка, отгрузка, доставка на дом или в пункт выдачи (ПВЗ), хранение в ПВЗ и выдача покупателю — это всё фулфилмент.

Обычно эти виды работы маркетплейсы распределяют между собой и селлерами в зависимости от вида товара. Точнее, есть 2–3 варианта сотрудничества, а селлер решает, что ему выгоднее: всё делать самому, всё поручить маркетплейсу или комбинировать оба способа.

Фулфилмент предлагают многие площадки с достаточным оборотом: «Озон», «Вайлдберриз», «Алиэкспресс». Глобальные порталы могут отдавать часть работ на аутсорс.

В целом виды работы на маркетплейсах подбирают по принципу:

  • Товары с быстрым оборотом (одежду, бытовую химию, корма для животных) проще хранить на складе площадки, расходы окупятся.
  • Если товар берут редко (оборудование, бытовая техника), платить за его размещение на чужом складе невыгодно.

Краткий вывод: есть разные типы маркетплейсов, у них различаются условия сотрудничества, комиссии, порог входа и другие параметры. Если вы планируете работать на нескольких площадках одновременно, для каждой понадобится своя стратегия. С другой стороны, если не удалось привлечь покупателей на одной площадке, можно поискать другую, с более подходящими условиями.

Заполнить мини-анкету и получить предложение

Успешная отправка